Книги
чёрным по белому
Главное меню
Главная О нас Добавить материал Поиск по сайту Карта книг Карта сайта
Книги
Археология Архитектура Бизнес Биология Ветеринария Военная промышленность География Геология Гороскоп Дизайн Журналы Инженерия Информационные ресурсы Искусство История Компьютерная литература Криптология Кулинария Культура Лингвистика Математика Медицина Менеджмент Металлургия Минералогия Музыка Научная литература Нумизматика Образование Охота Педагогика Политика Промышленные производства Психология Путеводители Религия Рыбалка Садоводство Саморазвитие Семиотика Социология Спорт Столярное дело Строительство Техника Туризм Фантастика Физика Футурология Химия Художественная литература Экология Экономика Электроника Энергетика Этика Юриспруденция
Новые книги
Суворов С. "Танк Т-64. Первенец танков 2-го поколения " (Военная промышленность)

Фогль Б. "101 вопрос, который задала бы ваша кошка своему ветеринару если бы умела говорить" (Ветеринария)

Нестеров В.А. "Основы проэктирования ракет класса воздух- воздух и авиационных катапульных установок для них" (Военная промышленность)

Таранина И.В. "Гражданский процесс в схемах " (Юриспруденция)

Смоленский М.Б. "Адвокатская деятельность и адвокатура российской федерации" (Юриспруденция)
Реклама

Русские клады - Корзухина Г.Ф.

Корзухина Г.Ф. Русские клады — Москва, 1954. — 226 c.
Скачать (прямая ссылка): ruskiekladi1954.djvu
Предыдущая << 1 .. 20 21 22 23 24 25 < 26 > 27 28 29 30 31 32 .. 139 >> Следующая

Этот и подобные ему случаи не должны подрывать доверия к материалам кладов. Распределение их по 1тории СССР в общем правильно отражает действительное, исторически обоснованное распределение их рритории древней Руси. Ни организованное собирание кладов, ни коллекционерский азарт, ни крупные 1тельные работы в общем не могут изменить истинного положения вещей. Там, где не было зарыто )в, они не появляются ни при каких благоприятных условиях. Так, в Новгороде до сих пор не найдено [ного вещевого клада домонгольской поры. Не случайно коллекционерство в Новгороде вылилось в соби-) не кладов, а древних икон, которыми так богат и сам Новгород и вся новгородская земля. Сожженный же ами Киев совершенно не сохранил памятников станковой живописи, но зато он, как ни один другой 1ерусский город, богат вещевыми кладами. Кстати и клады Киева далеко не равномерно распределяются жам. Кладов, зарытых в Киеве в X и XI вв., найдено чрезвычайно мало — только 5, в то время как >в, зарытых только в течение 70 лет — с конца XII в. по 1240 г., найдено 47.
Все эти явления — и отсутствие кладов в Новгороде, и наличие большого количества кладов в Киеве, нно за определенный период времени, и общее распределение кладов по территории древней Руси — овлены какими-то историческими, не всегда понятными нам причинами. Вскрыть эти причины или хотя бы орые из них — цель настоящей главы.
Подсчет сделан по: А. К. Марков. Топогр. кладов вост. монет. 1910. В указанную цифру не включены клады Крыма, ia и Прибалтики.
i Г. Ф. Корзухина
— 34 —
Последние вещевые клады, зарытые на территории Среднего Поднепровья накануне сложения Киевского государства, относятся к началу VIII в. Все они по составу входящих в них вещей целиком связаны еще с прошлым, с предшествующим периодом в развитии художественного ремесла и парадного убора. Украшения,
входящие в них, значительно больше связаны с искусством первой половины I тысячелетия, чем второй
его половины.
После кладов, зарытых в начале VIII в., наступает длительный период времени, от которого не известно ни одного клада. В это время на территории Среднего Поднепровья господствует так называемая роменская культура, известная по материалам небольших поселений. Часть славянских племен в это время находится под властью хазар (поляне, северяне, радимичи и вятичи). В настоящее время нет никаких данных, чтобы говорить о существовании в VIII—первой половине IX в. собственно городов в бассейне среднего Днепра. До сих пор здесь не обнаружено ни одного поселения, которое можно было бы считать центром торговой и ремесленной деятельности.
В исторической литературе существует мнение, что уже в VIII—IX вв. Среднее Поднепровье было втянуто в широкие торговые связи с Халифатом. Мнение это основано на двух ошибочных положениях: 1) на отнесении известий арабских географов о русах к Среднему Поднепровью и 2) на ошибочном представлении
об обилии в Среднем Поднепровье кладов куфических монет VIII—IX вв.
Обосновать в полной мере ошибочность первого положения здесь не представляется возможным, так как этот большой и сложный вопрос увел бы в сторону от рассматриваемой темы. Укажу здесь лишь кратко, что арабские географы были абсолютно не осведомлены о Днепре. В IX—X вв. никто из них не бывал в Киевской Руси и ничего о ней не писал. Отождествление Киева с Куябой арабских источников является сплошным недоразумением. Во-первых, „Куяба“ — это один из многих десятков вариантов чтения названия какого-то города, расположенного недалеко от Болгар. Арабское правописание не только без употребления диакритических точек, но и при их употреблении не дает возможности избавиться от десятков разночтений. Поэтому можно прочесть не только Куяба, но и Куная, и Керсабе, и Кутате, и Керкияна, и даже Акертия, Гунабег и пр. и пр. Название этого города в форме Куяба, принятое в русской исторической литературе и отождествленное с Киевом, выбрано произвольно из десятков других разночтений и только потому, что оно наиболее созвучно с названием Киев. Во-вторых, весь комплекс сведений, сообщаемых арабскими географами о так называемых трех центрах Руси, связан не с Поднепровьем, а с Поволожьем. Поэтому у нас нет никаких оснований приурочивать сведения арабов о торговле Халифата с Русью к Днепровской Руси.
Второе недоразумение основано на ошибочном представлении о найденных в Поднепровье кладах куфических монет. Существует мнение, что уже „в VIII в. все среднее течение Днепра было усеяно кладами восточных монет" и что основная масса кладов восточных монет VIII—IX вв. была сконцентрирована на Днепровском левобережье.1 Подобные утверждения ни на чем не основаны. Ни одного клада куфических монет, зарытого в VIII в., в Среднем Поднепровье не найдено. На Левобережье известно всего 6 кладов
IX в., но все они были зарыты далеко от Днепра. Они рассеяны поодиночке на огромной территории (Черниговская, Курская и Полтавская губернии). Из этих шести кладов по крайней мере три были зарыты в самом конце IX в., а может быть уже и в начале X в.2 На Правобережье же нет кладов не только VIII в., но и ни одного клада IX в. Только в X в. на Днепре появляются клады куфических монет, и то в не слишком большом количестве.
Предыдущая << 1 .. 20 21 22 23 24 25 < 26 > 27 28 29 30 31 32 .. 139 >> Следующая